Сид Филд. Сценарное мастерство (конспект курса)

Сид Филд является одним из лучших сценаристов Голливуда. По его книгам и лекциям учились в своё время Джеймс Кэмерон ("Титаник", "Аватар", "Терминатор 2" и др.), Тед Тэлли ("Молчание ягнят"), Альфонсо Куарон Ороско ( «Гарри Поттер и узник Азкабана») и другие. Поэтому я потратил 2 недели на то, чтобы подготовить Вам конспект его замечательного видеокурса по сценарному мастерству.

1 часть

Если это работает - используй это, если не работает - не используй.

Сценарий - это история, рассказанная в картинках, с диалогами и описанием, и помещенная в контексте драматической структуры. Контекст - это пространство (стакан - это контекст, напиток в стакане - содержание). Контекст не меняется. Контекст для первого акта называется “Завязка”, т.к в первых 30 страницах драматического действия нам нужно ввести драматическую предпосылку, персонажи, ситуации и отношения между персонажами. Второй акт - это элемент драматического действия длиной примерно 60 страниц, драматический контекст которого называется “Конфронтация”. Наши персонажи должны постоянно сталкиваться с препятствиями на пути к достижению драматической цели. Драматическая цель - это то, что наш герой хочет выиграть, получить или добиться по ходу нашего сценария. Третий акт - это элемент драматического действия, который называется “Развязка”. Развязка не значит концовка. Развязка означает разрешение истории (герой погибает или выживает, проигрывает или выигрывает гонку и тп.). А концовка - это последняя сцена.

Чтобы пройти всю историю до конца (Начало, середина, конец. Завязка, конфронтация, развязка) нам нужны будут две поворотные точки - в конце первого акта и в конце второго акта. Поворотная точка - это инцидент, эпизод или событие, в котором происходит действие, поворачивающее историю в новом направлении. Это то самое событие, которое ведёт нас от одного акта к другому.

Перед началом написания сценария мы должны знать 4 элемента: конец, начало, поворотные точки 1 и 2. Это и есть парадигма драматической структуры. Мы берём нашу идею, определяем конец, определяем начало, и определяем две поворотные точки. Придумайте тему - т.е кто является главным героем и о чем наша история? Если Вы накладываете тему на парадигму, то Вы начинаете с конца - первое: это развязка. Тогда какое начало истории? Мы показываем персонажа в действии, затем наступает поворотная точка 1. Какой будет поворотная точка 2?..

В начале работы над сценарием - возьмите вашу идею и сформулируйте из неё тему. Тема - это действие и персонаж. Затем структурируйте тему, наложив её на парадигму. Теперь мы знаем 4 элемента нашей сюжетной линии (конец, начало и две поворотные точки) и начинаем писать тритмент на 4 страницы, который будет кратким содержанием сюжетной линии. На этом этапе мы не знаем все детали нашей истории - мы не знаем о наших персонажах, откуда они появились, какие у них цели, в чем их драматическая потребность? Мы пытаемся взять сырую идею и придать ей хоть какую-то форму. И это довольно сложно, т.к у нас недостаточно информации для этого. Сначала, это будут 4 ужасных страницы )) И вот как мы это сделаем. На половине первой страницы напишите начальную сцену или последовательность сцен. Затем, на второй половине страницы - подведите итог по действию, которое происходит в первом акте. На следующей половине, на второй странице - опишите поворотную точку в конце первого акта. На второй части страницы выпишите 4 препятствия, с которыми наши персонажи сталкиваются во время действия второго акта. Эти препятствия могут быть внутренними, внешними, физическими, эмоциональными, ментальными или духовными и большинство из них будут представлять собой комбинацию из нескольких типов и подведите итог по каждому из препятствий, с которыми наш персонаж сталкивается. Опишите каждое препятствие и как с ним справляется наш персонаж. Далее - на одной половине третьей страницы напишите вторую поворотную точку, а затем на другой половине страницы опишите действие третьего акта (развязку). Потом на половине четвертой страницы напишите финальную сцену или последовательность сцен. Когда вы это напишите - не показывайте это никому, потому-что люди навредят Вам своей добротой или намерениями. На этом этапе наша идея ещё очень хрупка.

Сценарий - это парадигма.

1 страница сценария примерно равна 1 минуте фильма. Средний сценарий составляет примерно 120 страниц. 1 акт - 30 страниц, 2 акт - 60 страниц, 3 акт - 20 страниц


2 часть. Создание персонажа

Если структура является основой (скелетом) сценария, то создание персонажа является сердцем, душой и нервной системой. 

“Что такое персонаж - если не причина инцидента? И что такое инцидент, если не освещение персонажа? Г. Джеймс.” Слово “инцидент” является ключевым, оно ведет нашу историю вперёд. Этот ключ запускает двигатель истории, которую мы хотим рассказать. Как только такой инцидент определен, мы можем начать определять причину, позволяющую развиваться нашему персонажу. Таким образом, первый вопрос при создании персонажа должен быть следующим: что делает персонажа хорошим? Существуют 4 вещи, которые делают персонажа хорошим: 1. Драматическая потребность; 2. Точка зрения; 3. Мироощущение; 4. Изменения. Драматическая потребность определяется следующим - это то, что наш главный герой хочет выиграть, получить или добиться в ходе нашего сценария. Драматическая потребность всегда проста и в этом сложность. У каждого персонажа есть своя драматическая потребность, т.к источником любой драмы является конфликт. Если Вы сможете создать драматическую потребность Вашему персонажу, то Вы сможете создать конфликт внутри истории. И тогда Ваши персонажи станут более реальными, многомерными. И мы сможем в полной мере сопоставить себя с ними. Все драматические потребности героев обычно могут быть выражены в нескольких словах. Вам не нужно описывать в сценарии драматические потребности Вашего героя, или рассказывать о них в диалогах - просто знайте их, Вам необходимо драматизировать их. Придайте им определенную форму и покажите её через поведение Вашего героя. Кино - это поведение. У каждого персонажа фильма - свои драматические потребности и точка зрения. В ходе повествования драматические потребности персонажей могут меняться. Третий элемент, который делает персонажа хорошим - мироощущение. Мироощущение определяется поведением или мнением. Оно может быть консервативным, либеральным, оптимистичным, пессимистичным или прагматичным. Всё это - отношение к жизни, которое может значительно усилить Вашего персонажа. Вы можете показать мироощущение героя или рассказать о нем через диалог Вашего персонажа с другим человеком. Четвёртое, что делает персонажа хорошим - изменения. Меняется ли Ваш герой в ходе сценария? Можете ли Вы отследить эту эмоциональную арку в сценарии? Ключом к созданию персонажа являются изменения этого персонажа. Каким образом Ваш персонаж меняется?

Итак, какие у нас есть инструменты для создания персонажа: Биография персонажа. Она отслеживает жизнь нашего героя от рождения до времени начала нашей истории. Это может быть детство или любой другой период, который определяет силы, которые повлияли на героя в эти годы со стороны родителей, друзей или любимых. Мы можем перечислить мечты персонажей, их надежды и стремления. Ещё один инструмент для создания хорошего персонажа - это исследования. Существует 2 вида исследований. Одно из них - это живое исследование, когда Вы находите человека и берёте у него интервью по Вашей теме, чтобы получить реальные данные о его прошлом или персонажа, о котором пишете. Другой вид исследования - это текстовое исследование, когда Вы идете в библиотеку и читаете книги, старые газеты и журналы - т.е. всё, что может дать Вам больше информации и понимания для темы. А сейчас мы поговорим о трёх областях жизни Вашего героя на протяжении сценария. К ним относятся: 1. Профессиональная жизнь нашего героя (кем работает Ваш герой? Какие отношения у него складываются на работе? Какие отношения складываются у него с начальником, с коллегами?); 2. Личная жизнь Вашего героя (есть ли у него какие-либо отношения, когда история только начинается? Ваш герой вдовец или вдова? Разведен, холостяк, состоит в браке?). Вы должны определить личную жизнь Вашего героя; 3. Частная жизнь нашего героя. Частная жизнь - это то, чем занимается наш герой, когда остается один. Какие у него есть хобби? Он занимается спортом, возится с растениями, есть ли у него домашние животные? Всё это - личные аспекты Вашего героя. 

Поворотная точка 1 может быть истинным началом Вашего фильма. Такова её функция.

Круг бытия - это событие в жизни нашего героя, которое проводит эмоциональную параллель из прошлого и воздействует на сюжетную линию. Это событие, которое происходит с главным героем в возрасте от 12 до 18 лет. В этот возрастной период могло произойти какое-то травматическое событие, которое в силах повлиять на весь ход жизни нашего героя. Это может быть смерть одного из родителей или любимого человека. Это может быть физическое насилие, которое создает глубокий эмоциональный шрам. Это может быть травма, переезд в новый город и т.п. Это то событие, которое в тот отрезок времени сформировало поведение нашего героя. Когда Вы вдаетесь в подробности жизни Вашего героя - спросите себя: какое травматическое событие мог он получить в возрасте от 12 до 18 лет и посмотрите, что произойдет. Это событие называется кругом бытия. Также помните, что сказал выше Г. Джеймс о персонаже и инциденте. Круг бытия помогает создать Вашего героя. И это - замечательный инструмент, который позволяет Вам углубиться в эмоциональное содержание и измерение Вашего героя.

Полезные упражнения. Задание 1. Составьте биографию Вашего главного героя на 5-7 страницах (или более). Для этого в первую очередь определите, кто будет главным героем. Как его зовут, где он родился, его возраст в начале истории, кем работали его родители, каким было его детство - счастливое, печальное, он был одиноким, замкнутым или энергичным? Был одним ребенком в семье или у него были братья и сестры? Какой была жизнь Вашего героя в течение первых 10 лет? Была ли у него склонность попадать в неприятности? Хорошо ли он учился? Кем были его или её друзья? Затем займитесь жизнью Вашего персонажа в следующие 10 лет. Какой была жизнь Вашего героя в возрасте от 10 до 20 лет? Нравилась ли ему школа? Какими были его отношения с учителями и сверстниками? У него были друзья? Первая любовь? Занимался ли спортом? Мечтал о чем? И что было после того, как наш герой окончил среднюю школу? Он поступил учиться дальше - куда? На какую специальность. Это важный период жизни Вашего героя. Подумайте о ситуациях, которые могут влиять на Вашего героя. После этого подумайте о жизни Вашего героя в возрасте от 20 до 30 лет. Где он учился или работал? Что насчёт личной жизни? Насколько мечты Вашего персонажа не соответствуют реальности? Есть ли любовные отношения в жизни Вашего персонажа? Определите и сформулируйте их. Не зацикливайтесь на мыслях о том, какой должна быть жизнь Вашего героя. Пусть герой сам скажет - кем он является. Просто дайте свободу мыслям и наслаждайтесь! Помните, что мы должны создать конфликт, а не какой-то романтический образ! Это упражнение дает нашему персонажу голос. Что делать, если Ваши персонажи старше тридцати? Делайте то же самое. Посмотрите на их профессиональную жизнь, личную жизнь, частную жизнь. Создайте своего персонажа. И вот как мы это сделаем - в свободной форме просто набросайте все свои мысли и идеи. Не думайте о грамматике, пунктуации или хронологии. Выполняйте это упражнение в покое и в одиночестве. Описывайте персонажа на 5-7 страницах, но можно и больше (Сид Филд пишет до 27 страниц). Начните с прародителей вашего героя, затем займитесь биографией родителей с обеих сторон. Для всех персонажей делайте всё аналогично главному герою. Сид Филд когда делает это упражнение, даже продумывает прошлые жизни и определяет гороскоп. Надо сделать всё, чтобы у Вас было четкое понимание Ваших персонажей. Иногда Вам может показаться, что биография Вашего персонажа выглядит натянуто или надуманно. Если это так - то попробуйте написать его автобиографию от первого лица. Возможно, что Вам захочется использовать в сценарии некоторые из событий такой биографии. Золотое правило: если что-то работает - используйте это. Если нет - не используйте. Это упражнение, которое создает персонажа. И помните - наслаждайтесь процессом! Пишите от руки или на компьютере - абсолютно без разницы.

Задание 2. Напишите краткое эссе о профессиональной жизни Вашего персонажа, о его личной и частной жизни. Эти аспекты будут проявляться в ходе Вашего сценария. Это способ, которым Вы можете расширить жизнь Вашего героя. 

Задание 3. Напишите про круг бытия Вашего персонажа. В свободной форме, на 1-2 страницы опишите эмоциональное событие в жизни Вашего персонажа, которое, возможно, пересекается с сюжетной линией. 

Задание 4. Определите и сформулируйте драматическую потребность Вашего персонажа, его точку зрения, мироощущение и любое изменение, которому Ваш персонаж подвергается. Не пытайтесь выполнить все задания за один раз. Иначе Вы перегрузите себя. Не торопитесь и получайте удовольствие. На этом заканчивается первая половина курса “Подготовка сценария”. 


Часть 3. Написание сценария. Подготовка первого акта 

К настоящему моменту мы успешно взяли нашу идею, структурировали её по парадигме, а затем создали наших персонажей. Теперь мы можем подготовиться к написанию сценария. Когда мы начнем структурировать сюжетную линию - мы должны помнить, что первый акт - это элемент драматического действия. Это часть, но также и целое. Мы будем структурировать наш первый акт на четырнадцати карточках размером 3х5. Каждая карточка представляет собой сцену или последовательность в сценарии. Каким будет вступление в сценарии? Какая сцена или последовательность должна открывать сюжетную линию? Запишите эту сцену не более, чем пятью словами. Почему пять слов? Потому-что всё, что Вам нужно сделать - это описать каждую сцену или последовательность. И если писать больше, то получится слишком громоздко. И вот как мы это сделаем. Во-первых, нам известно начало первого акта и поворотная точка в конце первого акта. Таким образом, Вы можете взять эти две сцены и записать их на двух карточках. Эти записи называются “визуальные темы”. Теперь нам осталось заполнить другие двенадцать карточек визуальными темами. Проделайте это для Вашей сюжетной линии. Начните вступление карточкой номер 1. Продолжите и завершите карточкой номер 14, поворотной точкой в конце первого акта. Затем просто накидайте свои идеи и мысли для каждой из сцен, необходимых, для того чтобы пройти от начала до поворотной точки в конце первого акта. Не важно, в каком порядке. Просто напишите их. А затем посмотрите на них, пробегитесь несколько раз и расположите карточки в правильном порядке. После того, как Вы установили порядок в последовательности сцен, вернитесь назад к первой сцене и просматривайте последовательность снова, снова и снова. Здесь уже начинается психологический процесс, который позволит Вам организовать материал и наполнить содержанием первый акт. 

Следующее, что Вам следует сделать - это написать предысторию. Предыстория - это то, что происходит с Вашим главным героем за день, за неделю или за час до начала истории. Что происходило в это время с главным героем? Здесь мы пытаемся найти что-то драматическое. Нам нужно найти то, что будет создавать эмоциональное напряжение в истории, которая начинается с первой страницы, с первого слова, что и представляет собой драматическое действие. В предысториях не рассказывается всё подряд, а только то, что будет влиять на вступительную сцену или последовательность сценария. Также помните - что Ваша предыстория должна быть о конкретном событии. Это не какая-то обычная сцена, как, например, в карточке. И помните, что когда Вы делаете карточки - Вы делаете карточки, а когда пишите сценарий - Вы пишите сценарий. 

В Вашем задании я хочу, чтобы Вы структурировали первый акт на 14 карточках размером 3х5 и используя не более пяти слов на одну карточку. Затем я хочу, чтобы Вы написали предысторию на 1-2 страницы в свободной форме. 
Итак, Вы уже почти готовы приступить к написанию сценария. Первое, что Вы должны понять - сценарий пишется в определенной форме. Сама по себе форма проста. Обратите внимание на заголовок - всё пишется заглавными буквами. Сначала идет обозначение - интерьер или экстерьер (INT или EXT). Затем - место действия сцены. И, наконец, время суток. Например: EXT - LOADING DOCK - DAY (1947). Ниже этого пишется описание сцены, оно располагается по ширине страницы. Затем обратите внимание на диалог - говорящий обозначается заглавными буквами и размещается в центре страницы. Диалог также располагается в центре страницы.
Пример:


Это - основная форма сценария, у которой существуют тысячи вариаций. Лучшим помощником, которым Вы можете воспользоваться при написании сценария, является программное обеспечение для форматирования сценариев. И лучшим вариантом здесь является программа Final Draft. Вы устанавливаете ее себе на ПК, затем просто нажимаете на кнопки Tab и Enter. Эта программа сделает за Вас весь процесс форматирования. Нельзя допустить, чтобы формат сценария стал препятствием для Вашего творчества. В Голливуде всегда были свои правила о том, как должен выглядеть сценарий. Неправильно отформатированный сценарий направляется прямо в мусорную корзину. Если он не оформлен правильно, то никто не будет его читать. Форматирование - это ответственность, которая лежит на сценаристе. Именно поэтому Final Draft является таким ценным инструментом - он делает всё форматирование за Вас. Это лучшая программа для сценаристов. 

Теперь мы разберёмся с грамматикой сценария. Мы поговорим о кадре, о том, что видит камера. Поговорим о сцене, т.е о единице драматического действия, а также затронем последовательности. Последовательность представляет собой ряд сцен, соединённых одной идеей, с определённым началом, серединой и концом. Цель всей последовательности - конфликт внутри сцены. Его можно достичь, например, через создание разных точек зрения у героев. 
Теперь мы, наконец, готовы приступить к написанию. Вам нужно подумать о начале сценария - о первых десяти страницах, которые являются элементом драматического действия. Так какой же будет первая сцена или последовательность? Будет ли она опираться на персонажа или на события? Вам нужно определить три важных момента в пределах первых десяти страниц Вашего сценария: 1. Кто главный герой Вашей истории? (О ком Ваша история?) 2. Какая драматическая предпосылка у Вашей истории? (О чем Ваша история?) 3. Какова драматическая ситуация? (Обстоятельства, окружающие действие). Драматическая ситуация также является и сценой. Итак, эти три момента должны быть определены. Эти три нити сюжетной линии называются “завязкой”. Хорошо, когда главный герой и зритель объединены, потому-что оба они смотрят на события в одно и тоже время (“глазами” героя). Это потрясающее правило, которое нужно иметь ввиду. 

Написание вторых десяти страниц происходит довольно просто. Вот правило, которому необходимо следовать: придумайте, каким образом Ваш главный герой мог бы появляться в каждой сцене в ходе следующих десяти страниц. Мы узнаём то, что узнаёт главный герой. Мы буквально фокусируемся на главном герое в каждой сцене следующие 10 страниц сценария. Это не всегда так, но это очень полезное правило. Помните - что контекст первого акта: это завязка. Мы должны ввести наших персонажей в ситуации и отношения между главными героями и остальными. Поэтому во вторых десяти страницах драматического действия основное правило: сконцентрируйтесь на Вашем главном герое.

А теперь пришло время установить первую поворотную точку. Мы уже знаем, что это такое. Но каким образом мы её создадим? И что ещё важнее - какие сцены необходимо написать, чтобы дойти до первой поворотной точки? Это - инцидент, эпизод или событие, в котором происходит действие, поворачивающее историю в новом направлении. В данном случае - это второй акт. Обычно достаточно две-три сцены, чтобы прийти к первой поворотной точке. Что это за сцены? Определите их, проясните их. Помните, что первая поворотная точка - это истинное начало Вашей истории. Итак, пришло время написать первый акт.

Вот как мы это сделаем:
Задание 1. Разработайте и напишите первые 10 страниц Вашего сценария. Помните, что это должен быть цельный элемент драматического действия. Нам необходимо: определить главного героя; определить драматическую предпосылку (т.е. то, о чем наша история) и драматическую ситуацию (обстоятельства, окружающие Вашу историю). Как только мы это закончили - переходим ко вторым десяти страницам. И помните, что они также являются элементом драматического действия.

Задание 2. На вторых десяти страницах сценария я хочу, чтобы Вы держали фокус на главном герое. Ваш главный герой должен присутствовать в каждой отдельной сцене. Конечно, так не всегда получается, но все таки постарайтесь сфокусироваться на Вашем главном герое на этих десяти страницах.

Задание 3. Придумайте и напишите одну или две сцены, необходимые для установки первой поворотной точки. Это три Ваших задания, давайте выполним их. 

Посмотрите теперь, как выглядит Ваш первый акт на парадигме. Обратите внимание, что он разбит на три основных элемента драматического действия: первый десять страниц (мы определяем главного героя, драматическую предпосылку и драматическую ситуацию); вторые десять страниц (на их протяжении мы фокусируемся на главном герое) и третьи десять страниц (мы выделяем и определяем сцены, необходимые для установки первой поворотной точки). А затем Вам нужно будет написать первую поворотную точку. На этой стадии мы уже будем готовы к написанию второго акта.


Написание второго акта. Подготовка второго акта

Теперь пришло время подготовить второй акт. Второй акт - это элемент драматического действия, который содержит примерно 60 страниц. Начинается он в конце первой поворотной точки и продолжается до конца второй поворотной точки. Все это соединяется драматическим контекстом, который называется “Конфронтация”. 

Вся драма представляет собой конфликт. Без конфликта у Вас не будет персонажа. Без персонажа у Вас не будет действия. Без действия не будет истории. А без истории не может быть сценария. 

Мы всегда входим во второй акт с определения драматической потребности, которую Ваш герой хочет удовлетворить, завоевать или достичь в ходе сценария. Что же происходит в первой поворотной точке? Помните, что первая поворотная точка - это истинное начало Вашей истории. Изменяется ли драматическая потребность Вашего героя? Каким образом? Можете ли Вы определить это, выразить это? Какой инцидент или событие происходят в первой поворотной точке? В каком направлении идёт Ваша история и что меняется, когда Ваш герой переживает это? Какие препятствия встают на пути у Вашего героя? Для того, чтобы составить план действия второго акта - нам в первую очередь необходимо структурировать действия. Второй акт - это элемент драматического действия в 60 страниц. Планирование такого объёма действий может вызвать затруднения. Здесь очень просто потеряться в лабиринте Вашей истории. Но существует способ усилить контроль над Вашим материалом. Когда я только начинал проводить лекции, я обнаружил, что люди, переходящие к действию второго акта могут терять из виду свою историю. На собственном опыте я понял, что намного легче работать с элементами в тридцать страниц, чем в шестьдесят страниц. Каким было решение? Я нашёл способ создать среднюю точку (mid-point). Это инцидент или событие, которое является поворотной точкой, но имеет другую функцию. Средняя точка появляется около шестидесятой страницы. У этой точки имеется очень специфическая функция. Во-первых она разделяет второй акт на два элемента драматического действия: первая часть второго акта и вторая часть второго акта. Сама средняя точка представляет собой поворотную точку, но её функция стать связующим звеном в цепи драматического действия и разбить второй акт на два элемента. Первая часть второго акта начинается от конца первой поворотной точки и кончается средней точкой. А вторая часть второго акта начинается со средней точки и идет до второй поворотной точки. Как же определить эту среднюю точку? Во-первых, мы знаем четыре вещи - нам известен конец, известно начало и две поворотные точки. Мы знаем, какое действие, какая сцена или последовательность будет двигать вперёд сюжетную линию поворотной точки в конце второго акта. Что за инцидент, который раскручивает историю в новом направлении ко второй части второго акта? Средняя точка - это важный структурный ингредиент второго акта Вашего сценария. Значимость мидпоинта состоит в том, чтобы соединить первую часть второго акта со второй частью второго акта. Мидпоинт - это связующее звено в цепи драматического действия. 

Итак, теперь у нас есть два элемента второго акта - первая часть второго акта и вторая часть второго акта, которые соединены средней точкой. Три упомянутых элемента - первая поворотная точка, средняя точка и вторая поворотная точка являются структурными элементами, которые скрепляют сценарий в единое целое. Но когда Вы пишете второй акт, Вам потребуется больше знаний. Первая и вторая части второго акта содержат примерно по 30 страниц каждая. Первая часть второго акта начинается с первой поворотной точки и продолжается примерно до шестидесятой страницы. Вторая часть второго акта начинается с конца средней точки и идёт до второй поворотной точки в конце второго акта. Это значит, что первая часть второго акта начинается примерно с 25-30 страницы сценария в стандартном фильме и заканчивается в мидпоинте, примерно на 55-60 странице. Затем вторая часть второго акта начинается примерно с шестидесятой страницы и заканчивается примерно на 86 странице. Если Ваш фильм получается длинным, как, например “Титаник”, то просто сдвигайте страницы в соответствии с пропорциями. 

Как же мы структурируем второй акт? Нам известны три основные структурные точки. Следующее, что нам необходимо сделать - это определить субдраматический контекст для первой половины второго акта. Каким будет главное действие или сюжетная линия, которая объединит весь материал в единое целое? Работая много лет с писателями, я обнаружил, что для того, чтобы структурировать второй акт - нам необходима одна, основная последовательность в первой половине второго акта и одна основная последовательность во второй половине второго акта. Этого будет достаточно, чтобы дать информацию об истории и заложить действие, которое будет происходить в первой и второй половине второго акта. И запомните: последовательность - это ряд сцен, связанных одной единственной идеей с определёнными началом, серединой и концом. Обычно их можно выразить несколькими словами - например это свадьба, похороны, погоня, драка, любовь, побег и т.д. Итак: для того, чтобы составить первую и вторую часть второго акта, нам необходима одна основная последовательность, которая скрепляет весь материал в одно целое. Я называю эту основную последовательность “точкой фокусировки один и два”. Определение “точки фокусировки” простое - это последовательность, которая поддерживает движение и действие в направлении средней точки и второй поворотной точки. Это просто такой маленький зажим, который поддерживает действие, ведет его в правильном направлении. Это поворотная точка, но что ещё важнее - это последовательность, которая поддерживает историю, двигая её вперёд. Поэтому, когда мы создаём второй акт, мы составляем его из элементов драматического действия. Мы создаем первую половину второго акта и вторую половину второго акта. Точки фокусировки 1 и 2 (pinch 1 и 2) заставляют действие развиваться. Это точки действия, которые развивают историю. 


Итак, вот каким будет Ваше задание при написании второго акта: мы начнем с того, что структурируем второй акт по парадигме. Помните, что Вы уже знаете четыре вещи - Вы знаете конец, начало и обе поворотные точки. Теперь Вам необходимо определить среднюю точку - тот инцидент, эпизод или событие, которое подталкивает Вашу историю вперёд между обоими поворотными точками. Мидпоинт может быть крупным драматическим происшествием, а может быть тихим событием. Не существует единственного верного способа определить мидпоинт. Всё зависит от Вашей сюжетной линии. Таким образом, первое, что нам необходимо сделать, чтобы структурировать второй акт - это определить среднюю точку и после этого Вы можете определить субдраматическую тему для первой половины второго акта, от первой поворотной точки до мидпоинта. Только после того, как у Вас появится контекст этого элемента драматического действия, Вы можете определить точку фокусировки 1.

Далее переходим к следующей половине второго акта - нам известны мидпоинт и поворотная точка 2. Так какой же будет тема действия, которая будет направлять Вашу историю от средней точки до второй поворотной точки? Это Ваш субдраматический контекст. Далее - определите точку фокусировки 2. Это последовательность, которая будет двигать Вашу историю в направлении второй поворотной точки. Вся прелесть структурирования в том, что оно гибкое. У нас всегда есть возможность передвигать структурные элементы на парадигме, как захотим. Это лишь стартовая точка, не конечная. И вот, как это работает. Как только Вы определили эти элементы - мы готовы приступить к структурированию второго акта. Помните, что структурировать - значит составить или скрепить вместе. Сейчас мы составим второй акт с помощью двух различных элементов драматического действия. Первое - мы начнем с первой половины второго акта. Возьмите 14 карточек. Мы сделаем то же самое, что делали для первого акта. Помните о Вашем субдраматическом контексте. Разложите эти 14 карточек для первой половины второго акта в свободной форме. Просто разложите их. Под каким номером будет карточка с точкой фокусировки? Конечно под номером “семь”, т.к она происходит на середине первой части второго акта. Итак, сейчас разложите карточки для первой части второго акта. Меняйте их расположение до тех пор, пока не почувствуете, что порядок верный. Не забывайте, что суть второго акта заключается в конфликте, в противостоянии. Поэтому старайтесь искать эти конфликты везде, где только можете.

Мы работаем с элементами драматического действия в 30 страниц. Напишите первую половину второго акта. И как только закончите это - Вы останавливаетесь, затем переходите ко второй половине второго акта, раскладываете карточки и субдраматический контекст, после чего пишете вторую половину второго акта.

Ещё один момент. Так как первая поворотная точка является истинным началом Вашей истории, иногда, по мере того, как Вы пишете первую часть второго акта, получается так, что Вы теряетесь в Вашей истории. Если Вы почувствовали, что это происходит, просто продолжайте писать. И Вы обнаружите, что около точки фокусировки 1 сюжетная линия станет на своё место. Это прекрасная возможность продолжать творческий процесс. Итак, усаживайтесь поудобнее и подготовьте, структурируйте и напишите обе части второго акта. 


Второй акт
  • Определите среднюю точку;
  • Определите субдраматический контекст первой половины второго акта;
  • Определите первую точку фокусировки;
  • Структурируйте первую половину на 14 карточках;
  • Определите субдраматический контекст второй половины второго акта;
  • Напишите первую половину;
  • Определите вторую точку фокусировки. Структурируйте вторую половину второго акта. Напишите вторую половину.


Написание третьего акта

Пришло время подготовить и написать третий акт. Третий акт - это элемент драматического действия, который протекает от конца второй поворотной точки до конца сценария. Он содержит примерно от 22 до 30 страниц сценария. На самом деле количество страниц может быть совершенно разным. Третий акт скрепляется драматическим контекстом, который называется “Развязка”. Ещё раз - очень важно помнить, что развязка означает разрешение. Каким будет разрешение у Вашей истории? Выживет или погибает Ваш персонаж? Достигает успеха или терпит неудачу? Выигрывает гонку или нет? Вступает в брак или нет? Разводится или нет? Разрешение не означает конец. Этот элемент действия связан с разрешением Вашей истории. Вы уже придумали конец Вашей истории? Первое что Вы сделали, это приняли решение о том, каким будет конец Вашего сценария. Подходит ли он на данной стадии? Я имею в виду - Ваша концовка всё так-же эффектна и разрешение - жизнеспособно? Продолжает ли действовать Ваш замысел или Вы уже думаете над тем, чтобы что-то изменить? Люди постоянно изменяют конец своих историй. Так что задумайтесь - у Вас есть всегда выбор. Возможно, во время написания сценария у Вас будет чувство абсолютной уверенности в своём материале - до тех пор, пока Вы не достигните последней сцены или последовательности. И тогда Вы осознаете, что конец истории совсем не подходит. Что он не такой впечатляющий, что он не выражает Вашу задумку. Ну и что - Вы всегда можете изменить конец. Разрешение Вашей истории было одним из самых первых решений, которые Вы приняли - взгляните на парадигму.

Когда вы добираетесь до второй поворотной точки в конце второго акта, у Вас обычно остается один или несколько нерешенных вопросов. Что это за вопросы? Можете ли Вы выразить их, определить их? 

А сейчас возьмите листок бумаги и запишите 1 или 2 элемента, которые остались нерешенными во второй поворотной точке. что это за элементы? Определите их. Выразите их. Какие элементы остались нерешенными во второй поворотной точке? Как только Вы закончили с этим, структурируйте третий акт на 14 карточках - одна карточка для одной сцены. Постарайтесь просто разложить их. Вам известен конец истории. Всё, что Вам необходимо сделать сейчас - это выразить всё это визуально. Есть много фильмов жанра “экшен и приключения”, когда конец становится одной длинной драматической последовательностью. В “Титанике” это именно так. В фильмах других жанров (драмы, мелодрамы, триллеры) есть линия действия, которая разрешает один или два необходимых элемента. Теперь мы готовы к написанию третьего акта. Знаете - нам повезло. Если мы установили всё так, как требуется в первом акте, то третий акт буквально составляет себя сам. Вам просто нужно сесть за компьютер и начать писать. Иногда, когда Вы пишете драматическую историю, Вы можете увидеть, что третий акт получается с юмористическим оттенком, как будто Вы пишете комедию. И наоборот - когда Вы пишете комедию, всё может превратиться в драму. Если с Вами случится подобное - просто продолжайте писать как получается и не принимайте никаких решений на этот счёт. Просто оставьте всё, как есть. Если Вы пишете драму и она вдруг начинает превращаться в комедию - пишите, и не будьте слишком требовательными к себе, потому что как только Вы всё написали, у Вас есть возможность вернуться и переписать всё так, как Вы изначально хотели. Теперь, что насчёт Вашей концовки - работает ли она, впечатляет? Разрешает ли сюжетную линию? Есть ли что-то, что Вам необходимо изменить, либо придумать альтернативу? Может быть упростить и вовсе пойти в другом направлении? Если это так - то подумайте, как это сделать? Если Вы вовсе не уверены, что развязка подходит, то задайте себе один простой вопрос и не беспокойтесь об ответе. Этот вопрос следующий: как бы Вы хотели закончить Вашу историю? Обдумайте это. Пусть ответ придёт изнутри. А затем попытайтесь уловить суть этой развязки, структурируйте эту развязку, найдите сцену или последовательность, которая могла бы реализовать эту развязку. И затем разложите всё это. Мы ещё раз подумаем об концовке, когда будем переписывать материал.

Итак, вот Ваше задание: 1. определите один или два вопроса, которые необходимо решить. Запишите их. 2. Я хочу чтобы Вы структурировали третий акт на 14 карточках (1 карточка на 1 сцену). 3. Определите - подходит ли Вам концовка? 

Вы закончили с подготовкой. Вы составили карточки. Теперь готовы начать писать. 


Часть 4. Переработка сценария

Примите мои поздравления! Вы только что закончили первый проект Вашего сценария. Должно получиться около 100-120 страниц. Может быть и больше. Но что же теперь? Переписывать - вот что. Мы возьмем материал, который Вы написали и будем отшлифовывать, совершенствовать и оттачивать его. Существует несколько стадий в процессе переработки сценария. Нам необходимо помнить, что написание сценария - это процесс, который всегда больше, чем Вы думаете. И за время, пока Вы пишете, сценарий будет сам себе придавать форму. 

Первая стадия в переработке сценария - это перечитать сценарий. Перечитайте то, что Вы написали, от начала до конца, не отвлекаясь. Просто прочитайте. Уберите подальше листки бумаги, ручки, карандаши, выключите телефоны и просто прочитайте материал. Вы обнаружите, что Вас захватили эмоции. Вы удивитесь тому - как могли подумать, чтобы написать такой сценарий. Я имею ввиду - "как же всё плохо, это ведь стыдно показать, ведь сценарий отвратителен". Или - "я уже видел такой подобный фильм по телевизору". Или у Вас могут появиться противоположные эмоции и Вы скажете: “Эй! А ведь не так уж и плохо. Вполне сойдет”. Или: “Эта сцена слишком затянута. Я думаю, что укорочу её”. Не записывайте свои мысли - просто читайте. Это упражнение, которое позволит Вам отключить субъективно-критическую оценку и стать объективным. По крайней мере настолько, насколько можете. Итак, первое что мы делаем - читаем сценарий от начала до конца. И не делайте никаких пометок или заметок на полях. Вам необходимо быть объективным. Это и есть цель упражнения. Вторая часть упражнения заключается в том, что Вам необходимо написать три сочинения в свободной форме. Я хочу, чтобы Вы ответили на три вопроса о Вашем сценарии. Не нужно долго думать над ответом, просто сядьте и напишите. И записывайте всё, что приходит к Вам в голову.

Итак, вот первое сочинение, которое Вам нужно написать. Длина сочинения 1-2 страницы. Первый вопрос - чем изначально Вас привлекала эта идея? Была ли она основана на жизненном опыте или её Вам кто-то рассказал? Или Вы хотели погрузиться в какую-то эмоциональную ситуацию или взаимоотношения между двумя-тремя героями? Может быть Вы хотели написать мистический триллер? Любовную историю или приключенческий боевик? Или комедию? Проследите Ваши первые мысли об идее и постарайтесь определить тот первоначальный импульс. Может быть Вам нужно уединиться в тихом месте и молча посидеть с закрытыми глазами? Постарайтесь вспомнить тот первый импульс, который привел Вас к идее фильма. Что же это было? Затем возьмите листок бумаги либо сядьте за компьютер и ответьте на вопрос - пишите всё, что приходит в голову. Не осуждайте, не анализируйте и вообще, не предпринимайте пока ничего - просто дайте свободу мыслям и идеям, уловите их и выплесните на бумагу или на экран ПК. Не беспокойтесь о грамматике, пунктуации или о чем-то ещё. После того как Вы завершили это сочинение - Вы готовы приступить к следующему вопросу.

И вот этот вопрос, на который Вам нужно дать ответ точно таким же образом, как Вы отвечали на первый вопрос. Вопрос - какой тип сценария у Вас получился? Другими словами - может Вы задумывали написать твердый приключенческий сценарий с фоновой любовной линией но то, что у Вас получилось, оказалось любовно-приключенческой историей, происходящей на основе исторического события. Или может Вы хотели написать игровую драму, а обнаружили, что это выглядит глупо, скучно и затянуто и требует намного больше напряжения и конфликтов для поддержания темпа сценария? Так что второй вопрос, на который Вам надо ответить - это какой была Ваша задумка и к чему Вы пришли в итоге? Вам придется подумать над этим. Возможно, Вам стоит закрыть глаза и обдумать - какой-же тип сценария Вы в конце концов пишете? Подумайте над его природой, над определением жанра того, что Вы написали. Постарайтесь быть конкретными. И затем приступите к этому упражнению. Напишите 3 страницы в свободной форме. И когда Вы завершите это сочинение - Вы будете готовы приступить к третьему сочинению. Итак, я хочу чтобы Вы ответили на следующий вопрос - что Вам необходимо сделать, чтобы переделать то, что Вы уже написали в то, что Вы изначально намеревались написать? Другими словами - вот, что у Вас получилось, а вот - что Вы хотели написать. Какие элементы Вам необходимо изменить, чтобы прийти к тому, что Вы изначально задумывали? Замысел должен быть аналогичным результату. Иначе Вам придется изменить или переработать то, что Вы написали. А иногда, то что у Вас получилось оказывается намного лучше того, что Вы задумывали. В таком случае Вам надо изменить завязку и первый акт Вашего сценария.

Следующий шаг в переработке сценария - Вам необходимо пройтись по каждому акту Вашего сценария и проработать каждый отдельный элемент действия. После чего Вы завершаете шлифовку сценария. Вы всегда будете работать с элементами драматического действия в 30 страниц. Один элемент - за один раз. 

С результатами Ваших сочинений переходите к первому акту. Теперь берите ручку или садитесь за ПК и читайте первый акт, делая необходимые пометки на полях. Велики шансы, что Вам придется переписать большую часть первого акта. Обычно так и бывает. Возможно десять из двадцати сцен требуют прояснения или усиления диалогов. Или может требуется написать 5 абсолютно новых сцен. Если так произойдет - сделайте это, т.е реструктурируйте первый акт. Просто разложите сюжетную линию. Затем переходите к тексту первого акта и переписывайте его добавляя, проясняя, сокращая, делая то, что Вам необходимо для того, чтобы стало лучше. Т.к в этом и заключается цель переработки.

Когда Вы завершили первый акт, переходите к первой половине второго акта, прочитайте ее и сделайте пометки на полях. Проверьте структуру, измените то, что Вам необходимо изменить. А затем начните писать. Большинство изменений могут потребоваться на промежутке между первой поворотной точкой и первой точкой фокусировки. Далее, до мидпоинта у Вас скорее всего, должно быть все нормально. Проделайте то же самое со второй половиной второго акта. Здесь не должно быть много изменений, т.к. скорее всего к этому моменту Вы уже поймали творческий ритм. Поработайте над переходами, чтобы они были максимально плавными между каждой сценой. 

И наконец, проделайте тоже самое с третьим актом. Сглаживайте шероховатости сценария, направляйте сюжетную линию истории вперёд, от начала до конца. 

Обычно переработка проекта сценария занимает от трех до шести недель. Редактируйте один элемент за один раз, одну секцию за один раз. Я называю второй проект сценария "техническим проектом". Потому что Вы стремитесь уравнять все стороны Вашей истории, чтобы всё выстроилось в целую сюжетную линию. Может Ваш сценарий все еще слишком затянут? Тогда Вам пора приступить к третьему, или как я его называю - "финальному проекту" Вашего сценария. 

В третьем проекте Вашего сценария Вам необходимо отредактировать и отточить каждую сцену, усилить и уплотнить диалоги, просмотреть - может не хватает каких-либо сцен и добавить их, если необходимо, проработать переходы, выровнять сюжетную линию от начала до конца. Я это делаю на каждом этапе написания сценария. Я могу оттачивать и шлифовать каждую сцену, прорабатывая переходы, развитие моих персонажей, изменять диалоги. Всё это превращается в читательский опыт и Вам надо получать от этого удовольствие. Чтение сценария - это уникальный опыт, т.к. Вам нужно представить всё визуально, достичь того, чтобы читатель смог увидеть фильм в голове. И в тоже время необходимо быть ясным и кратким и не перегружать сценарий описаниями. 

Я хотел бы повторить некоторые моменты о написании. Это важно:
- найдите время, когда полностью сможете посвятить себя написанию сценария. Очень важно, чтобы Вы нашли личное время, дисциплинировали себя и чувствовали комфортно в том, чем занимаетесь. Есть только одна вещь, которая может помочь Вам развиваться - это Ваше желание сесть и начать писать. Создать что-то, что будет принадлежать Вам. Потому-что когда Вы закончите Ваш сценарий - то совершите невероятное достижение: Вы взяли идею, переложили её в драматическую или комедийную сюжетную линию, а затем потратили несколько недель или месяцев, чтобы написать это, от начала до конца. Это опыт, который будет удовлетворением и вознаграждением для Вас. Примите это с гордостью. Талант - это божий дар. Неважно, есть ли он у Вас или нет. Написание сценария приносит награду. Наслаждайтесь этим, проходите через это. 



Оригинал: https://www.youtube.com/watch?v=UxV48yjx7gs&list=WL&index=14&t=4196s

(с) https://sydfield.com/