Как грибнику, рыбаку, туристу не заблудиться в лесу. Секреты навигации в лесу с помощью компаса. Компас лучше навигатора!

Пять рабочих дней тянулись мучительно долго. Наконец, суббота. Быстрые сборы - и я снова в царстве Леса. Огорченный количеством конкурентов - моя машина была двадцать первая (!) на лесной дороге, я выбрал место старта, "привязал" навигатор к машине и быстрым шагом удалился под зелёный полог. Перед этим на всякий случай посмотрел на Солнце, запомнил, что оно светило мне в лицо. Значит, когда придет время возвращаться обратно, к Солнцу надо будет повернуться задом и идти соответственно. Впереди, окруженные заболоченным черничником, непроходимым ковром папоротников и тёмной стеной елей виднелись заросшие соснами и залитые солнцем большие холмы, по которым я и решил строить свой грибной маршрут. Однако, самые современные устройства тоже иногда подводят. И как используя обыкновенный бытовой компас, ориентироваться в лесу эффективнее, чем с помощью всех этих современных Garminов и Андроидов, я расскажу вам дальше.



Этот поход планировался, как "легкоходный". Ни фонаря, ни спичек, ни провизии и теплой одежды не брал, т.к. планировал пробежать грибной кросс в майке, под солнышком и успеть домой до темноты. У меня же в кармане картографический GPS-навигатор Garmin, навигаторы этой фирмы стоят даже в самых современных "Боингах"! Слепо понадеявшись на современную технику и не подстраховавшись народными методами (в этом была моя ошибка), я начал свой грибной забег. Все фото - подлинные, с того приключения!




Сразу в ста метрах от машины нашёл группу красавцев-боровичков и понял, что маршрут выбрал правильный. Так я шёл, постепенно удаляясь вглубь заповедного леса, голоса грибников и шум их машин постепенно оставались за спиной и настроение пропорционально поднималось.



На дно корзины уже слоем легли крепыши-боровики, потом пошли ароматные лисички, коих впереди во мхах было неограниченное количество, и поздние маслята. 


Грибов съедобных и не съедобных было, как в "Аватаре"




Около четырёх часов наполеоновскими шагами я продолжал таким образом свое грибное рандеву. Корзина уже почти наполнилась. Душа пела. Кругом - Царство первозданной красоты. 


С холмов любовался лесными красотами


Вот по этой гряде холмов я и укатил вдаль!


А этот "ходячий" ельник достоин Толкина


Та самая берёзовая рощица. Темнеет

Давно за спиной затихли крики грибников. Мусор, спиленные и гниющие поленницы, тропинки, пни и прочие следы антропогенной нагрузки остались далеко позади. Стало темнеть, а я был без фонаря.


Хоть на фотообои! Красавец-подберёзовик и пень

Пришло время поворачивать назад. В полумраке почти зашедшего солнца по пути мне встретилась берёзовая роща. И я решил пробежать её в поисках подберёзовиков, которые будут весьма вкусны сушёными в ароматном и наваристом грибном супе, к Рождественскому столу. 


Белкины прошлогодние запасы. Берёзовая роща

Грибная улыбка

Наконец, корзина наполнилась через край. Подняв голову, я увидел, что Солнце давно село в какую-то мглу и световые пятна были как спереди, так и сзади меня. "Мда... Значит, навигация по Солнцу "накрылась". Пустяки... Пришло время доставать навигатор и выдвигаться к машине, чтобы успеть до полной темноты", - подумал я и включил прибор. Однако ни через пять минут, ни через десять, и даже после смены места, сигнала со спутников получено не было. 

Все дело в том, что в своём грибном забеге я попал в такие дикие лесные дебри, где могучие кроны деревьев на километры вокруг сомкнулись над моей головой непробиваемым для сигналов спутников зелёным пологом. Вокруг меня во все стороны раскинулось двадцать две тысячи гектаров дикого и первозданного леса. Наступала тьма. 

Единственным звуком кругом был звон комаров. Страха не было. Терзала досада - работал авиадиспетчером в государственной авиакомпании, по моим флайт-планам тяжелые транспортные самолёты летали от Байкала до Великобритании и всё всегда было хорошо. Конечно, я там готовился совершенно по другому. Серьёзно и скрупулёзно. С массой резервных планов и запасных вариантов - комплексные системы самолётовождения и аэронавигации. А тут, можно сказать, вышел из дома пробежаться...

Надо было что-то делать. Шагом первым я попытался найти возвышенности и просветы в лесном "потолке", чтобы поймать сигнал спутников. Бесполезно. Штуковина выдавала - "Потерян сигнал спутников. Ent." Небо было уже давно затянуто облачной мглой. Это дополнительная помеха навигатору. 

Шагом вторым я попытался "подсечь" возможные лесные дороги и идя по ним, ориентируясь периодически по звуку проезжающих машин, выйти к людям. Бесполезно. Все грибники давно разъехались. А как бы я был рад их видеть или хотя бы услышать, моих недавних "конкурентов". В МЧС я бы звонить не стал принципиально, сам виноват - сам буду выкручиваться. 

Значит, "корячилось" провести ночь в огромном диком лесу, среди диких животных (хрен с ними) и комаров (а вот это уже не айс), без еды и воды, без огня и в мокрой майке. Зато с отборными грибами. Всё было, как у классиков жанра, кстати! Обострились обоняние и слух, кругом во время "ногосломительного" обратного марафона по ямам и валежнику стали попадаться самые отборные грибы, старые я выкидывал. И жене принципиально не стал звонить, надеялся выбраться. 

Я шёл напролом по чёрному лесу, по заболоченным мшистым низинам, взбирался на высокие поросшие сосняком холмы, чавкал сапогами по болотам, боясь наступить в темноте на гадюку. Прислушивался, принюхивался (не смейтесь, я действительно через 9 часов, проведенных в лесу, стал чуять машину по запаху выхлопных газов). Раз пять чуть не растянулся в ямах, не рассыпал свою корзинку (нес бережно, как младенца. Не отдам ни за что!), не поломал ноги об поваленные деревья, не видимые в лесном мраке. 

В результате, примерно за 10-12 километров такого ночного обратного кросса я вышел на огнезащитную просеку, через неё "подцепил" дорогу, зашел не туда, потом "подцепил" другую, третью, четвертую, хз. какую, и, наконец родную, через неё и доплёлся до машины в кромешной тьме Большого Дикого Леса. 

Причиной всех приключений была неспособность навигатора принимать сигналы со спутников через густые кроны деревьев, дополнительной причиной стала плотная сплошная облачность. 

Теперь я расскажу, как обходиться в лесу и прекрасно ориентироваться исключительно с помощью компаса, блокнота и карандаша.


По моим компасам можно отследить этапы моего взросления, начиная с детсада


НАВИГАЦИЯ ПО КОМПАСУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИАНГУЛЯЦИИ И ТЕОРЕМЫ КОСИНУСОВ

Зачем это надо знать? Ваш GPS-навигатор, Андроид или Айфон может оказаться в аналогичной ситуации, могут сесть батарейки, он может быть разбит, утерян, во время боевых действий в систему GPS вводят искажающие коррективы, в конце концов у вас его просто нет. В отличие от копеечного школьного компаса. Это надо знать. 

Итак, вы приехали в лес или на поле. Совершенно не важно, куда. Назовем это место - Точка. Встали, посмотрели по сторонам. "Ага, вон там виднеется перспективный березнячок, будут подберёзовики. Значит, идем туда." Достаем компас, даем стрелке занять положение Север-Юг. Крутим подвижную картушку компаса так, чтобы надпись "Север" на картушке совпала с северным концом стрелки компаса. 


Выбираем в том направлении какой-нибудь хорошо видимый предмет. Обычно это бывает какое-то заметное дерево. Крутим картушку компаса так, чтобы этот ориентир оказался у вас "на прицеле". Т.е на компасах обычно бывает такая подвижная картушка, с одной стороны которой выступающий зубец, а с другой - прорезь. Так вот, не теряя правильного направления (северный конец стрелки должен указывать на Север), мы определили азимут, то есть угол между направлением на Север и направлением на выбранный вами предмет. Азимут отсчитывается по часовой стрелке. Поверьте, фотку в инсту запостить сложнее, чем научиться определять азимут. 

Допустим, вы определили, что нужный вам азимут на перспективный березнячок составляет 170 градусов. Идете из Точки в направлении выбранного вами предмета (то есть по азимуту 170 градусов) и считаете шаги. Считать шаги нужно для того, чтобы точно знать, сколько вам предстоит пройти обратно, когда вы нагуляетесь по азимутам - ниже в п.2 я покажу вам хитрый и очень полезный метод с арккосинусом. 

Вы прошли курсом 170 градусов 500 шагов и уперлись в брусничное болото. Дальше не пройти, придется обходить болото. Не проблема! Записали в блокнот (или запомнили): "1. Курс 170 градусов; 500 шагов." Это первый катет нашего курсового треугольника.

Посмотрели, куда идти дальше, и решили, к примеру, идти дальше вдоль болота, курсом 70 градусов, 64 шага (значения шагов могут быть абсолютно любые, хоть миллионы пройденных шагов. Результат все равно будет абсолютно точный, главное - правильно посчитайте далее по формуле). Прошли, записали. Это второй катет нашего курсового треугольника.

Чтобы определить обратный курс, надо 360 разделить на 2 и прибавить тот курс, по которому вы передвигались

И вот вы стоите среди дикого леса, в незнакомой совершенно точке и вам надо снова вернуться к машине, например высыпать 10 литровое ведро брусники, которое вы по пути быстро и успешно набрали финским ягодосборником. Куда идти, в какую сторону, сколько шагов (и времени) это займет? Кругом дикий лес, как определить? Можно конечно, идти обратным курсом, но это же очевидная глупость, потеря времени и сил. Достаточно определить длину гипотенузы, а потом обратный курсовой угол (т.е. арккосинус) - и мы уже в машине. Не пугайтесь терминов, на самом деле всё очень просто!    


РЕШЕНИЕ


Вы прошли 500 шагов курсом 170 градусов и 64 шага курсом 70 градусов. Надо найти с каким обратным курсом и сколько шагов надо сделать, чтобы вернуться в исходную точку.


1. Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.

В нашем курсовом треугольнике АВС АВ=500, ВС=64, угол В=100 градусов, найти сторону АС.

АС² = СВ² + АВ² – 2*СВ * АВ * cos100

АС² = 4 096 + 250 000 – 2 * 64 * 500 * -0,173648

АС² = 254 096 + 2 * 64 * 500 * 0,173648 то есть АС² = 254 096 – 64000*-0,173648

АС² = 254096 + 11 113,472 

АС² = 265 209,472 

АС = 514,984 

Длину гипотенузы мы нашли. Назад нам надо сделать 515 шагов. Теперь найдем - с каким углом нам возвращаться назад. Мы не забываем, что минус на минус дает плюс. Теперь найдем обратный курс к исходной точке.

2. Косинус искомого угла равняется сумме квадратов смежных сторон минус квадрат третьей стороны треугольника, противолежащей искомому углу, и все это делится на удвоенное произведение смежных сторон, где а, b, с — стороны треугольника.


Вот наши формулы:

arccos (A) = (b​²​​+c​²​​−a​²) / (2×b×c)

arccos (B) = (a​²+b​²​​−c²) / (2×a×b)

arccos (C) = (a​²​​+c​²​​−b²) / (2×a×c)


Подставляем наши данные:

cos (C) = (250000 ​​+ 265 225 ​​− 4096) / (2 × 500 × 515)

cos (C) = 511 129 / 515 000

cos (C) = 0,992


Поскольку мы шли влево от 180 градусов, то смотрим значение арккосинуса по первой таблице.

Оно равно 7 градусам. 

ОТВЕТ: чтобы вернуться в машину нам надо курсом 7 градусов пройти 515 шагов. 


Откуда брать значения косинусов? Из таблиц Брадиса. 


Таблица Брадиса - косинусы углов от 0 до 180 градусов

Таблица Брадиса - косинусы углов от 180 до 360 градусов


Этот метод подходит для любой наземной навигации, кроме воздушной и водной, там есть свои, намного более сложные формулы, углы сноса, дрейф, воздушные течения...


Вы дочитали до сюда? Примите мои поздравления! Вы действительно крутой грибник, рыбак, турист. Ещё раз говорю - ничего сложного в этом методе нет. Достаточно держать у себя в записной эти две формулы (для нашего случая это были формулы АС² = СВ² + АВ² – 2*СВ * АВ * cos100 и arccos (C) = (a​²​​+c​²​​−b²) / (2×a×c)) и две таблицы Брадиса, в которых вы просто найдете одну единственную требуемую вам цифру, и уметь считать арифметику на уровне четвероклассника. ВСЁ!